• +7 (47395) 4-04-92
Ольховатка, Пролетарская ул, 8

Профилактика жестокого обращения с детьми

 

 "Права и обязанности детей"

Консультация для родителей

 

Права детей

Декларация прав ребёнка 1959 г. провозгласила, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, и призвала родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, различные добровольные организации, местные власти, национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать права детей путем законодательных и иных мер (Декларация прав ребенка. Резолюция 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.59 г.).

Кто такой ребёнок?

Ребёнком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста (совершеннолетия).

Кто защищает права ребенка?

1. Органы государственной власти РФ, органы местного самоуправления (примечание редакционной комиссии).

2. Родители ребенка, лица, их заменяющие.

3. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и др. специалисты, которые несут ответственность за воспитание, образование, охрану здоровья, социальную защиту и социальное обслуживание.

4. Общественные организации.

Когда у ребенка появляются права?

Способность иметь права (правоспособность) возникает с момента рождения человека. Способность самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности (дееспособность) возникает в полном объеме:

с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста;

в случаях (предусмотренных законом) вступления в брак до достижения 18 лет;

при объявлении лица, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору либо с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью (Семейный кодекс РФ, ст. 53, Конституция РФ, ст. 60).

В случаях, предусмотренных законом, могут устанавливаться и другие возрастные пределы для самостоятельного или ограниченного осуществления отдельных прав и выполнения некоторых обязанностей.

Какими гражданскими и политическими правами обладает ребенок?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими Правами и свободами в сфере общих гражданских и политических прав:

с момента рождения — право на имя (фамилию), гражданство, изменение гражданства и имени (Конституция РФ, ст. 1, ст. 62);

на уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов со стороны, прежде всего, своих родителей или лиц, их заменяющих, а также органов опеки и попечительства, органов, прокуратуры и судов (Семейный кодекс РФ, ст. 56);

на самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет — в суд (Семейный кодекс РФ, ст. 56);

на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и привлечения к производству или торговле такими средствами и веществами (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 33);

на защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 32);

на свободу выражения мнений, которые должны внимательно рассматриваться с учетом возраста и зрелости; в ходе каждого судебного или административного разбирательства мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязательно учитывается при вынесении решения (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам). При изменении имени и фамилии, восстановлении родительских прав, при усыновлении и отмене усыновления, при передаче в другую семью на воспитание органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего 10 лет. Учитывается мнение ребенка при решении вопросов о выборе образовательного учреждения, о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., Семейный кодекс РФ);

на свободный выезд, за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение. Как правило, несовершеннолетние выезжают совместно хотя бы с одним из родителей. Если выезд осуществляется без сопровождения, ребенок должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие родителей. При несогласии одного из родителей вопрос разрешается в судебном порядке. Паспорт несовершеннолетнему для выезда за границу выдается по письменному заявлению хотя бы одного из родителей (Конституция РФ, ст. 27);

на создание и участие в общественных молодежных и детских организациях с целью социального становления, развития и самореализации в общественной жизни и для защиты своих прав и интересов. Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть лица, достигшие 14 лет; детских общественных объединений — лица, достигшие 10 лет. Запрещается принуждение несовершеннолетних к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, к участию в агитационных кампаниях и политических акциях (Конституция РФ, ст. 30);

на доступ к информации и материалам, особенно к тем, которые направлены на развитие ребенка или затрагивают его права, а также на защиту от информации, наносящей вред благополучию ребенка (Конституция РФ, ст. 24, Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 17);

на участие в мирных собраниях, демонстрациях (организаторами и инициаторами этих акций могут выступать только совершеннолетние граждане, достигшие 18-летнего возраста);

на свободу совести и вероисповедания под руководством родителей методами, согласующимися с развивающимися способностями ребенка и в соответствии с собственными убеждениями родителей (Конституция РФ, ст. 28, Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 14, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 19.12.1966 г., ст. 18).

Какие права имеет ребёнок в семье?

Каждый ребёнок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими правами в области семейных отношений:

на получение фамилии, имени, отчества (Семейный кодекс РФ, ст. 58);

жить и воспитываться в семье, знать своих родителей; на общение с родителями и другими родственниками, если ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государствах;

на воссоединение с семьей, в случаях необходимости — получать разрешение на въезд в страну и выезд из нее;

на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспитание ребенка;

на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также государства, если ребенок остается без попечения родителей; на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих (Семейный кодекс РФ, ст. 54, 55, 56, 60);

на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками. Сохраняется это право и за ребенком, находящимся в экстремальной ситуации, т. е. попавшим в следственный изолятор, больницу и т. д. (Семейный кодекс РФ, ст. 55);

на выражение собственного мнения (Семейный кодекс РФ, ст. 56).

Какие прав имеет ребенок в области социального обеспечения?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области социального обеспечения: на получение пенсий, пособий и социально-бытовых льгот со стороны государства; на детей назначаются пенсии по случаю потери кормильца и социальные пенсии детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей; на всех детей — ежемесячные пособия в семьях, имеющих размер среднедушевого дохода ниже прожиточного минимума.

Какие права имеет ребёнок в области жилищного права?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области жилищного права:

ребенок, родители которого (хотя бы один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования им (Семейный кодекс РФ, ст.71);

дети в возрасте от 15 до 18 лет дают согласие на приобретение в собственность (приватизацию) жилых помещений;

жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 15 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства;

помещения, где проживают исключительно дети в возрасте от 15 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей и органов опеки и попечительства;

при вселении несовершеннолетних детей к родителям не требуется согласия других членов семьи, а также собственников или арендаторов жилых помещений.

Какими имущественными правами обладает ребенок?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в сфере имущественных отношений:

право собственности на полученные несовершеннолетним доходы, на имущество, полученное в день рождения или в наследство, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка (Семейный кодекс РФ, ст. 60);

право распоряжения своим имуществом: в возрасте от 14 до 18 лет — совершать сделки с письменного согласия родителей или лиц, их заменяющих; без согласия этих лиц распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые сделки (Гражданский кодекс, ст. 26).

При наличии оснований и по ходатайству родителей или органа опеки и попечительства суд может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться заработком, стипендией или другими доходами, за исключением случаев, когда несовершеннолетний, достигший 16 лет, объявлен полностью дееспособным в связи с работой по трудовому договору или занятием предпринимательской деятельностью (Гражданский кодекс, ст. 26).

За детей в возрасте до 14 лет сделки от их имени совершают только их родители или лица, их заменяющие. Малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет самостоятельно совершают только мелкие бытовые сделки и распоряжаются средствами, предоставленными им родителями или другими лицами для определенных целей или для свободного распоряжения (карманные деньги) (Гражданский кодекс, ст. 28).

Какие обязанности несёт ребёнок?

Несение некоторых обязанностей несовершеннолетним:

каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование, эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет (Закон Российской Федерации от 10.06.92 г. «Об образовании» в редакции от 13.01.96 г., ст. 19);

несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воинского учета и подготовки к военной службе (Закон Российской Федерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 1);

в год достижения 17-летия несовершеннолетний обязан явиться по вызову военного комиссара в связи с постановкой на учет, а также сообщить о перемене места жительства, сняться с воинского учета и по прибытии на новое место жительства в двухнедельный срок встать на воинский учет (Закон Российской Федерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 8,9);

в образовательных учреждениях среднего (полного) образования подготовка к военной службе осуществляется в добровольном порядке (Закон Российской Федерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 10);

после достижения 18-летнего возраста лица, состоящие на воинском учете и не имеющие оснований на освобождение или отсрочку от призыва, подлежат призыву на военную службу. Если убеждениям или вероисповеданию призывника противоречит несение военной службы, он может заменить обязательную военную, службу на альтернативную гражданскую службу. По международному гуманитарному праву несовершеннолетние, не достигшие 15 лет, «не имеют права принимать прямое участие в военных действиях, а государства обязаны воздерживаться: от призыва или вербовки таких лиц на службу в Вооруженные силы (Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям 1949 г., касающийся защиты жертв международных конфликтов, 08.06.77 г., Конвенция о правах ребенка, 1989 г.);

контракт на прохождение военной службы в Вооруженных силах и других воинских формированиях могут заключать только лица, достигшие 18 лет;

лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.); полный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кастеты, бумеранги, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием (федеральный Закон от 13.12.96 г. «Об оружии» ст. 3, 6 и 13).

Какую ответственность несёт несовершеннолетний?

Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную и материальную ответственность.

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения, преступления 16-летнего возраста. Согласно ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации с 14-летнего возраста человек подлежит уголовной ответственности за совершение двадцати видов преступлений, в том числе за грабежи, разбои, умышленное убийство, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, хулиганство, угон автотранспортных средств, захват заложников, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хищение или вымогательство, оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств или психотропных веществ, вандализм и др.

Дела на несовершеннолетних рассматриваются:

в судах — на лиц, совершивших преступление в возрасте 16 лет, и по преступлениям, за которые ответственность установлена с 14 лет, в порядке особого производства по делам несовершеннолетних;

в комиссиях по делам несовершеннолетних на основании «Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» и Кодекса РФ об административных правонарушениях — на лиц, совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления), на совершивших в возрасте от 14 до 16 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления), не предусмотренные статьей 20 Уголовного кодекса РФ, совершивших мелкое хулиганство, на совершивших неправомерное завладение имуществом без цели хищения, на уклоняющихся от учёбы до получения основного базового образования, или достижения ими 15-летнего возраста, на совершивших иные антиобщественные поступки, на употребляющих спиртные напитки, наркотики, на самовольно ушедших из семьи, занимающихся бродяжничеством.

Административная ответственность для несовершеннолетних наступает с 16-летнего возраста к моменту совершения административного правонарушения. К лицам, совершившим правонарушения в возрасте от 16 до 18 лет, применяются меры, предусмотренные положением о комиссиях по делам несовершеннолетних: за приобретение, хранение и потребление наркотических средств и психотропных веществ, жестокое обращение с животными, повреждение транспортных средств общего пользования, групповые передвижения с помехами для дорожного движения, повреждение телефонов-автоматов, распитие спиртных напитков и появление в пьяном, оскорбляющем человеческое достоинство, виде в общественных местах, приставание к прохожим, приобретение самогона и др., к лицам, совершившим некоторые виды административных правонарушений (мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения, нарушение порядка обращения с оружием, правил пограничного режима и др.)

Консультация для родителей: 

«Профилактика насилия в семье» 

Воспитание ребёнка - главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответсвующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоемкий процесс и требует от родителей много сил и терпения.Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулок. При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой.

Воспитание требует огромных человеческих ресурсов, которых к сожалению не всегда хватает в семьях с одним родителем. Особенно ситуация осложняется в семьях где один или оба родителя страдают от алкоголизма. В таких случаях целенаправленным воспитанием в семье не занимается никто и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные случаи показывают, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка. 

·     Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

·     Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

·     Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

- угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

- преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

- ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

·  Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

- неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

- безработица, постоянные финансовые трудности;

- постоянные супружеские конфликты;

- статус беженцев, вынужденных переселенцев;

- низкий уровень культуры, образования;

- негативные семейные традиции;

- нежелательный ребенок;

- умственные или физические недостатки ребенка;

- «трудный» ребенок.

К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только увеличивается. Статистика показывает, что каждый год в нашей стране почти 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений. Каждый год около двух миллионов детей избиваются родителями, более 10 тыс. несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Для 10% этих детей побои заканчиваются смертью, и 2 тыс. детей заканчивают жизнь самоубийством. Более 50 тыс. детей уходят из дома, спасаясь от родителей.

Многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей даже не догадываются о таких фактах:

·     физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;

·     дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;

·     когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;

·     жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Помните, насилие - порождает насилие! Ребёнок выращенный в грубости и жестокости будет  вести себя аналогичным способом и со своими детьми. Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт не спешите его наказывать. Помните, наказание можно заменить:

- Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

- Объяснением. Кратко объясните ребёнку почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор.

- Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь пока проступок повторится.

- Наградами. Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания.

- Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.

Также в заключении хочется привести разработанные психологами 4 заповеди мудрого родителя:

1.  Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Похвалите его за то, что он знает и никогда не ругайте за то, что умеют другие.

2.  Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах других детей просто как информацию.

3.  Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты...», «Я тебя растила, а ты...»

4.  Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.

Помните, что ребёнок это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало.

Воспитание ненасилием в семье

Консультация для родителей "Под защитой семьи"

Воспитание, как процесс целенаправленного формирования личности осуществляется социальными институтами, ведущее место среди которых занимает семья.

Семья в наибольшей мере подвержена влиянию реформаторских социальных изменений во всех сферах жизни общества, поскольку их результаты непосредственно отражаются на её экономическом благосостоянии, стабильности и воспитательном потенциале. Именно семья по социологическим исследованиям остаётся наиболее влияющим фактором на воспитание ребёнка – 50%,  СМИ – 30%, Школа – 10%, улица – 10 %.

В обычных условиях человек, тем более ребёнок не живёт в изоляции. Мы обитаем среди людей и вынуждены приспосабливаться к среде своего существования. У детей нет выбора – они живут там, где его поселят родители или взрослые. Они впитывают их правила, речь, походку, навыки, привычки и всё то, что делает детей «своими». Дети очень стараются копировать всё это, так как от этого зависит их принятие в среду взрослых и восприятие личности ребёнка окружающими его близкими людьми. Тут впору вспомнить историю гадкого утёнка – никто его не принимал, так как он ни на кого не был похож.

  Ситуация отвержения, непринятия в среде себе подобных является самым страшным наказанием для человеческой психики. В таких обстоятельствах резко нарушается структура всего мировоззрения человека, рушатся все его взгляды, цели и ценности. Разрушение ценностной и ориентационной сферы человека является самым тяжёлым видом стресса, так как человек перестаёт понимать, в каком направлении ему двигаться, к чему стремиться, на кого быть похожим. Процесс усвоения ребёнком окружающей культуры, её моральных норм и ценностей, форм поведения и реагирования называется социализацией. Процесс социализации начинается с того самого момента, когда ребёнок становится способным проявлять себя, то есть практически сразу после рождения.

  Так уж устроена наша жизнь, что на определённых этапах роста и развития нас окружает самое разное количество людей, но в самом начале существования человека их всегда немного. Этих самых близких к малышу людей и называют «значимыми близкими». В самом лучшем случае – это родители: папа и мама, в худшем – врачи, нянечки и воспитатели детских домов. Но вне зависимости от жизненных обстоятельств это его СЕМЬЯ. Все психологи сходятся на одном мнении – корни взрослых проблем находятся в детстве, в семье.

 Всё познаётся в сравнении, и для того чтобы узнать «не норму», нужно её сравнить  с «нормой». Готовых рецептов счастья и семейного благополучия не существует, и каждая семья строит свою систему семейной жизни.

Благополучие семьи держится на трёх китах: ответственности всех её членов семьи друг перед другом, чувство свободы в стенах родного дома и вне его и уважении друг к другу.

Всё вышеперечисленное является относится к каждому члену семьи, а не является прерогативой её «хозяев».    

Семья – это подвижная система, которая функционирует в интересах её членов, но реагирует на внешние факторы. От того, как быстро она реагирует на обстоятельства и насколько быстро уравновешивается внутри, с учётом этих изменений, и будет зависеть её «счастье». БЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ – это не «каменная скала» о которую разбиваются волны и которую они же и подтачивают. Это «плавучий корабль», который, качаясь на волнах, скользит по ним сам, выбирая свой маршрут.

Членов здоровой семьи отличает то, что они действуют из своих стремлений, которые совпадают с интересами других её членов. Например, в квартире убираются не для кого-то и не ради кого-либо, а просто для чистоты. Если готовят – то не ради кого-то, а для того чтобы поесть. Если один член этой семьи не разделяет интересов и увлечений другого, то не «борется» с ними и подсмеивается, считая это «дорогой блажью», а просто радуется хорошему настроению близкого человека.

  Любая семья выполняет определённый ряд функций, для того чтобы нормально развиваться. Если эти функции не выполняются, то отношения в семье не могут приносить удовлетворения всем её членам. Значит кто-то в семье страдает.

Функции благополучной семьи: 

1.  Эмоциональная функция. Семья позволяет человеку в безопасной обстановке выражать свои чувства, не боясь быть раскритикованными, осужденными, получить поддержку и понимание эмоционального состояния. Семья удовлетворяет потребность в принятии, понимании, уважении и любви.

2.     Функция духовно-культурного общения  В семье все знают об увлечениях друг друга. Члены семьи поддерживают или хотя бы знают интересы друг друга. Уровень культурного развития людей, входящих в одну семью примерно одинаков: Семейные интересы общие – ездить в выходные на природу или ходить на выставки, концерты.

3.     Хозяйственно-бытовая функция. В рамках семьи её члены получают поддержку и помощь в решении насущных бытовых вопросов. Домашние обязанности распределены, каждый знает за что он отвечает, но любой его может «прикрыть, подменить» не испытывая чувства, что его используют.

4.     Функция первичного социального контроля. Эту функцию все понимают по своему, но она заключается в том, что выражается в слове «забота». Каждый член семьи знает, что есть кому вызвать врача в случае болезни, позвонить на работу, присмотреть за детьми и домашними животными, полить цветы в случае отъезда и др.

5.     Воспитательная функция. Семья реализовывает потребность в отцовстве и материнстве, реализовывают свои родительские инстинкты и получают свои продолжения в детях.

Итак от 0 до 3 лет огромное значение имеет жизненный личный опыт деятельности для ребёнка. Личный опыт предполагает, что ребёнок что-либо сделал и получил результаты.

       Качества, которые развиваются в этом возрасте при условии если мама и близкие любят, заботятся и терпеливо относятся ко всем экспериментам – доброта, душевность, внимательность, отзывчивость, общительность. Ну и если мама и близкие попались эгоистичные, равнодушные и считающие что в этом возрасте ребёнок ещё ничего не понимает, то у малыша развиваются такие качества как эгоистичность, безразличие, чёрствость.

От 3 до 7 лет у ребёнка складываются деловые качества и характер отношения к труду. Именно в этом возрасте дети могут понять, что работа – это не «тяжкий крест», а интересная деятельность, приносящая моральную удовлетворённость и материальный доход.

Качества, которые развиваются в этом возрасте – трудолюбие, добросовестность, аккуратность, настойчивость, ответственность, терпение, энергичность, самостоятельность.

Советы родителям по воспитанию детей в этом возрасте:

-       Приучать к посильному труду как можно раньше.

-       Поощрять и адекватно стимулировать детей к занятиям посильной работой.

-       Создавать стабильное и радостно-бодрое настроение в семье.

Период учёбы в начальных классах – социализация и коммуникация; это период налаживания массы новых контактов и умения находить с ними общий язык. Главный человек в этом возрасте – это учитель.

Родителям и педагогу нужно научить в этом возрасте ребёнка не бояться нового, пробовать во всех направлениях и ощущать рядом сильное плечо родителя.

Качества, которые развиваются в этом возрасте – смелость, решительность, самообладание, уверенность в себе.

Подростковый период – время формирования ВОЛИ. Что такое Воля? Воля – это способность человека осознанно, продуманно, и целенаправленно преодолевать препятствия, как внешние, так и внутренние и действовать в выбранном направлении. Особое значение имеет направленность личности.

Многие родители подростков сетуют на то, что их дети дерзят, спорят, не прислушиваются к их советам и списывают это на подростковый возраст. Да, возраст 13 – 17 лет – это возраст поиска себя, своего признания и места в окружающем мире. Ребёнок сравнивает свою жизнь и её принципы с жизнью и принципами других людей. Пересматривает старые ценности и ориентиры, ищет новые. Практически всегда этот период сопровождается недоверием к устаревшим принципам родителей, которые на их взгляд живут не так.

У каждого подростка и юноши эти реакции имеют разную интенсивность и остроту, в зависимости от темперамента, исходных отношений с родителями и близкими.

Основной вопрос этого периода: «А как надо?», и если подросток не найдёт достойных ориентиров, то он или придумает свои, или пойдёт по наиболее лёгкому пути «как все». А на это «как все» можно посмотреть по телевизору, увидеть в газетах и на сайтах Интернета…..

Качества характера, которые  должны быть развиты в подростковом возрасте –ответственность, дисциплинированность, обязательность, инициативность, деловитая занятость и интерес к труду.

А для того, чтобы научить ребёнка такому отношению к жизни и развивать вышеназванные качества должен быть личный пример родителей и их положительный опыт – то есть успешная карьера, разнообразные и развитые интересы, практические занятия (хобби) и увлечения.

Дети будут жить интересной и разнообразной жизнью, если родители вместе с ними ходят на выставки, концерты, совместно смотрят фильмы с последующим обсуждением, вместе чинят машину и пекут пирожки, ходят на рыбалку и на этюды, создают и выращивают….

Такой подход к жизни закладывается у детей на основании выражения лиц родителей их чувств и эмоций. Если родители счастливы, доброжелательны, часто улыбаются, способны оказать детям и другим людям в полном объёме, то дети будут расти с ощущением, что у взрослых всё под контролем, что им ничего не угрожает, а значит не нужно ничего бояться, можно доверять миру и людям, можно в полной мере постигать и познавать его.

Табунщик Л.Н. - ст. воспитатель.

Информационный буклет для родителей